Космическое путешествие: играем и познаем Для детей 6–7 лет

Без имени-1

Цель. Создание положительной мотивации на игровую деятельность и формирование познавательного интереса.

Задачи. Образовательные: уточнить представление о космосе, закрепить знание названий геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник), продолжить упражнять в прямом и обратном счете в пределах 9, учить классифицировать предметы по трем признакам (цвет, форма, величина), закреплять познавательный интерес к изучаемой теме. Развивающие: развивать фантазию, воображение, сообразительность, мыслительные и речевые способности, зрительное внимание, восприятие, мелкую моторику рук, умение анализировать, сравнивать, рассуждать, доказывать. Воспитательные: воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе, самостоятельность, интерес к познавательной деятельности, желание помогать друг другу, вместе  преодолевать трудности, оценивать самого себя. Речевые: закреплять умение отвечать на вопрос

А. РАЛЕНСКАЯ, воспитатель, ДОУ № 12,

город Сосногорск, Республика Коми

полным ответом, развивать навык чтения слогов и слов, умение правильно  использовать в  активной речи сложноподчиненные предложения с союзами что, потому что.

Материал. «Космическая» музыка (по выбору воспитателя), полотно с цифрами от 1 до 8, счетные палочки а каждого ребенка), игра «Собери узор!», загадки о космосе, карта с планетами, звезды с буквами, видео‐ гимнастика для глаз, азбука, телескопы из бумаги, карточки с геометрическими фигурами, сундучок, схемы полета, картинка с изображением человека из геометрических фигур.

Предварительная работа. Беседа о космосе, подготовка раздаточного и демонстрационного материала.

 

Ход деятельности

Воспитатель. Сегодня к нам пришло немало гостей!

Дети (хором). Здравствуйте!

Воспитатель. Как вы думаете, какое у меня сегодня настроение?

Дети. Радостное и веселое!

Воспитатель. Верно! Возьмемся

за руки, и я передам вам свое хорошее настроение.

 

Собрались все дети в круг, Я твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся!

Слышится сообщение:  «Ребята, здравствуйте! Мы, жители планеты Грамотейка, просим вас о помощи! Космические пираты похитили у нас ценную и нужную книгу. Ее надо вернуть! Название книги вам помогут определить звезды».

Воспитатель. Что делать?

Дети. Помочь!

Воспитатель. Правильно! И успех будет

зависеть от того, насколько дружно мы будем действовать и выполнять задания. Чтобы узнать, на чем мы отправимся в космос,отгадайте загадку!

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться,

Как распустит птица хвост

И поднимется до звезд.

Дети. Ракета!

Воспитатель. Верно! Мы отправимся на ракете. Приглашаю вас в конструкторское космическое бюро, где каждый из вас станет конструктором ракеты.

Дети подходят к столам, на которых лежат кубики «Собери узор!», по наглядному образцу строят ракету.

Воспитатель. Вы построили ракеты, и жители планеты Грамотейка прислали вам первую звезду с буквой К.

Прикрепляет букву К на мольберт.

Мы построили ракету,

Корабля быстрее нету.

Приглашаю всех в полет!

Приготовились   к   старту!   (Слышится треск.) Что‐то не так! Наша ракета не может взлететь! Видимо, космические пираты установили код. Нам нужно его расшифровать.

 

Игра «Найди недостающую цифру!».

На доске полоска с цифрами до 8, некоторых чисел

не хватает, детям нужно восстановить числовой ряд. Какая цифра стоит перед цифрой 2?

Какая цифра стоит после цифры 2? И т.д. Ребенок должен найти цифру и назвать ее.

Воспитатель. Отлично справились! Числовой ряд восстановлен! А теперь другая игра.

Игра «Назови соседа числа!». Дети называют соседей числа 5, 7 и т.д.

Воспитатель. Появилась звезда с буквой З.

(Помещает ее на мольберт.) Значит, мы на верном пути! Можем лететь! (Звучит музыка.)

Начинаем обратный отсчет 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! Вот и начался полет! Вы слышите? Внимание! Внимание! Навстречу нашему космическому кораблю движутся небесные камни – это метеориты. Рассмотрим, как они выглядят!

 

Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Воспитатель (показывает). Первая пара метеоритов. Посмотрите, чем они похожи и чем отличаются.

1‐й ребенок. Обе фигуры синего цвета, но одна – это квадрат, а вторая – круг. Отличаются они формой.

Воспитатель (показывает вторую пару фигур). Посмотрите!

2‐й ребенок. У этих треугольников одинаковые форма и размер. Но у них разный цвет:

первый – красный, а второй – фиолетовый.

Воспитатель. А эти метеориты чем похожи и чем отличаются друг от друга?

3‐й ребенок. Здесь прямоугольник и овал.

Отличаются они друг от друга по цвету и по форме: прямоугольник – зеленый, а овал – оранжевый.

Воспитатель. Метеориты очень опасны для нашей ракеты. Необходимо срочно изменить курс космического корабля. Для это‐

го нужно выложить новый маршрут, будем делать  это  с  помощью  счетных  палочек (дает схемы). Необходимо отсчитать восемь палочек  и  составить  эти  схемы.  (Выполняют.) Правильно выполнили задания! Вот еще одна звезда, с буквой У (помещает ее

рядом с другими буквами). Наш полет продолжается!

2.1 2

 

 

 

Играет музыка.

Воспитатель. Как красиво вокруг: блестят

звезды, пролетают кометы. И много разных

планет!

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный Путь увидеть чтоб,

Нужен мощный телескоп.

Предлагаю взять телескопы и посмотреть в космическую даль. Что мы там можем увидеть?

 

Игра «Что я вижу?».

Перед детьми – различные картинки о космосе. Дети смотрят в бумажные телескопы и сообщают, что они видят. Например, я вижу Солнце, а я – космонавта; я вижу спутник и комету, а я – звезды и пр.

Воспитатель. А теперь я буду произносить стихотворные строки, а вы – отгадывать последнее слово строки.

  • До Луны не может птица Долететь и прилуниться, Но зато умеет это

Делать быстрая… ракета.

  • У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По‐английски – астронавт,

А по‐русски… космонавт.

  • Лучшая из всех планет,

Без нее нам жизни нет.

Мы на ней живем, друзья,

Это наша… Земля.

Ночь уже не так темна,

Если светит нам… луна.

Среди поля голубого

Яркий свет огня большого.

Не спеша огонь тот ходит,

Землю‐матушку обходит,

Светит в каждое оконце.

Ну конечно, это… солнце.

  • Вот камень с неба к нам летит.

Как звать его? (Метеорит.)

  • Не Солнце, не Луна,

Не планета, не звезда.

По небу летает,

Самолеты обгоняет. (Спутник.)

Звезды, Луна, спутник, метеорит, космонавт, Солнце. Как эти слова можно обобщить

одним словом?

Дети. Космос.

Воспитатель. Молодцы! Итак, еще одна

звезда – с буквой Б (вывешивает на мольберт).

Летит стальной корабль

В космической дали.

И хоть малы его окошки,

Все видно в них, как на ладошке:

Как звезды мерцают холодным огнем

Как девять планет кружат ночью и днем.

Один – Меркурий, два – Венера,

Три – Земля, четыре – Марс, Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, Семь – Уран, за ним Нептун.

Он восьмой идет по счету, А за ним уже потом

И девятая планета

Под названием Плутон.

О чем это стихотворение?

Дети. О планетах!

Воспитатель. Какие вы знаете планеты?

(Ответы.) Как называется наша планета?

Дети. Земля.

Воспитатель. Сколько всего планет?

Дети. Девять.

Воспитатель. Верно! Заслужили букву А.

Цифра шесть перевернулась

И девяткой обернулась.

Мы сегодня знакомились с новой цифрой 9.

Давайте ее нарисуем пальцем в воздухе, а

потом глазами. (Дети выполняют.) Посмотрите! Вот еще одна звездочка, с буквой А, появилась (помещает букву на мольберт рядом с другими). Наш корабль приближается к планете Грамотейка! Мы прилетели на планету. Высаживаемся! Ребята, на планете Грамотейка нас встречают стражники, но один из них потерялся. Какого стражника не хватает?

Воспитатель показывает картинку, состоящую из геометрических фигур (рисунок).

2.3

Воспитатель. Не могу понять, на кого похожи эти стражники.

Дети. На геометрические фигуры (смотрят, сравнивают, выбирают стражника, которого не хватает).

Воспитатель. Появилась еще одна буква

А. Это означает, что вы справились с этим

заданием. Выполнили все задания, и теперь мы можем узнать, какую книгу похитили космические пираты.

Воспитатель вместе с детьми читают хором: «Азбука».

Воспитатель (показывает книгу). Азбука! Нужная и ценная книга, по ней вы сможете научиться читать.

Звучит сообщение: «Спасибо вам, ребята! Вы вернули Азбуку. Благодарим вас, примите угощение, которое находится в сундучке. До свидания».

Воспитатель. Сундучок мы найдем по инструкции (читает). Повернитесь лицом к окну, сделайте два больших шага вперед, повернитесь направо, присядьте. Будьте внимательны!

Дети находят сундучок, заглядывают в него, там конфеты «Ракета».

Воспитатель. Мы помогли вернуть Азбуку. В гостях хорошо, а дома лучше, нам пора возвращаться на родную Землю. Возьмитесь за руки, отсчитаем, начиная с 9: 9, 8, 7, 6, 5, 4,

3, 2, 1. Пуск! Вот мы и вернулись домой! Вам

 

понравилось путешествие? Какое доброе дело мы сделали? Чем занимались? Какие трудности преодолели в пути? Что вам больше всего понравилось? (Ответы.) Я вами очень довольна!

Гостям спасибо за внимание.

Им дружно скажем: до свидания!

 

 

 

Использованная литература

 

  1. Жирков И. 292 загадки: Сб. загадок для маленьких и больших. М.: Грамотей, 2008.
  1. Кнушевицкая Н. Стихи и речевые упражнения по теме «Космос». Развитие речи и логического мышления у детей. М.: Гном, 2012.
  1. 3. Родионова Н. Большая книга загадок. М.: Дрофа Плюс, 2012.
  1. Шорыгина Т. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги и рассказы. М.: Сфера, 2013.