H1 Заголовок

Без имени2

 

Своевременное и правильное овладение речью важно для развития ребенка. Сначала он осознает речь, слышит ее и понимает, общаясь со взрослыми. Потом говорит только о том, что он видит и делает в данный момент. Поэтому объединение слова и дела – очень важная составляющая формирования активной речи. Взрослым следует помочь детям накопить словарный запас. Новые слова должны быть понятны детям. Активизировать речь возможно с помощью игр и упражнений.

В области речевого развития ребенка перед педагогом ставятся основные задачи, они же этапы развития речи:

  • развитие понимания речи окружающих, или развитие пассивной речи;
  • формирование активной речи;
  • формирование фонематического слуха и силы речевого дыхания;
  • развитие речи  как  средства

управления  собственным  поведением.

 

Совершенствование пассивной речи

Одним из важных проявлений речевого развития ребенка раннего возраста является пассивная речь. Ребенок должен научиться пони‐ мать речь взрослых. Совершенствование грамматической структуры речи и преодоление проблемы ситуационной связанности – важнейшие моменты развития в раннем возрасте.

Помогают в решении этих проблем сказки, потешки, песенки, стихи. Но для этого педагог или родители должны так преподнести данный материал, чтобы он был понятным, доступным и интересным для малышей. Можно заинтересовать детей спектаклями разных видов театра, созданными по знакомым сказкам; выразительным чтением. Каждое литературное произведение обязательно прочитывается много раз, чтобы дети повторяли уже знакомые слова.

Можно организовать различные подвижные игры, в которых педагог сопровождает слова соответ‐ ствующими движениями.

 

Игра «Наши игрушки» Мы с игрушками играем, Мы их выше поднимаем, Опускаем дружно вниз.

Ты с игрушкой покружись! А теперь идем, идем

И в корзинку их кладем!

Игра «Дождик» 

ltnb3

Дождик, дождик, веселей! (Поднимают руки вверх и встряхивают кистями.)

Капай, капай посмелей! (Стучат пальцами одной руки по ладони другой.)

Поливай, поливай! (Встряхивают кистями рук.)

Будет крепче урожай! (Разводят руки в стороны.)

Капай, капай, не жалей! (Встряхивают кистями рук.) Мы гулять пойдем скорей! (Шагают, высоко поднимая ноги.)

Слова и выражения, смысл которых ребенок хорошо понимает, не всегда употребляются им в активной  речи или употребляются очень редко. Поэтому для обогащения словарного запаса и, как следствие, для дальнейшего употребления слов в активной речи необходимы специально организованные игры. Для запоминания детям предлагаются слова,которые обозначают знакомые ребенку действия, предметы и явления.

Игра «Встречаем гостей!»

Цель. Обогащать пассивный словарь  (названия  домашних  животных).

Материал. Игрушки: кошка, собачка.

Ход игры.

Воспитатель.

К нам в гости кто‐то пришел. Попробуйте отгадать!

Мягкая шерстка,

Усатая мордочка,

Коготки на лапках,

«Мяу» говорит ребяткам. (Ответы детей.)

Как говорит кошка? Какая у неешерстка? Какая у нее мордочка?

Слышите, к нам еще гости торопятся! Отгадайте загадку: Хвост колечком,

Лежит на крылечке, Дом охраняет,Очень громко лает. (Ответы.)

Правильно, это собака. Как оналает? Что собака охраняет?

В последующих играх добавляются другие домашние животные.

 

Игра «Картинки»

Цель. Обогащать пассивный словарь (название предметов мебели).

Материал. Иллюстрации с изображением предметов мебели.

Ход  игры. Детям раздается  по одной иллюстрации.

Воспитатель. Посмотрите, какие у вас красивые картинки! Давайте поиграем! Я буду называть слово, а вы

внимательно слушайте. У кого такая картинка, пусть покажет ее всем.

Называются предметы мебели.

Воспитатель хвалит детей.

Игра «Где же ручки?»

Цель. Обогащать пассивный словарь (названия частей тела).

Ход  игры.  Воспитатель  проситдетей  показать  различные  части

тела: «Покажите, где у вас носик?щечки? ручки?» и т.д. Далее можно усложнить задание: «А чем вы смотрите? А чем едите?».

 

Развитие активной речи

Просто разговаривать с ребенком недостаточно, необходимо развивать и активную речь малыша. Известный способ ее развития – повторение за взрослым произнесенных им звуков, фраз, слов, т.е. подражание.

В один–три года дети еще не умеют произносить многие сложные по артикуляции слова. В этот период они могут придумывать свои слова и звукосочетания, которые понятны только близким взрослым.

Существует ряд эффективных приемов развития активной речи ребенка. Такие как договаривание последних слов в стихотворениях, в каких‐либо фразах, вопросы к детям, многократное повторение речевого материала, ритмическое сочетание текста с движениями, с мелодией, использование иллюстраций к текстам, рифмованные за‐ гадки.

 

Игра «Самолеты»

Цель. Развивать подражание движениям и речи (звуку) взрослого.

Ход игры.

Летит, летит самолет,

В небо поднимается.

Прямо, прямо и вперед,

Облаков касается.

Дети «летят», расставив руки в

стороны и произнося звук «у‐у».

 

Игра «Передай!»

Цель. Развивать подражание движениям  и  речи  взрослого  («на»,«дай»), обогащать фразы с этими

словами.

Материал. Игрушки.

Ход игры. Покажите детям мишку. Протяните мишке кубик и скажите: «На, мишка, кубик! На!». Затем попросите у мишки кубик: «Мишка, дай кубик! Дай!». Ваша речь должна быть эмоционально окрашена. Предложите малышам повторить.

 

Игра «Отгадай!»

Цель. Развивать активную речь с помощью рифмованных загадок.

Материал. Картинки или игрушки отгадки.

Ход игры. Сначала покажите детям  игрушку‐отгадку,  затем  зачитайте саму загадку.

  • То мурлычет, то играет,То куда‐то убегает,Может прыгнуть на окошко.Ну конечно, это… кошка.
  • Встретишь – гогочет,Ущипнуть хочет.А я его не боюсь,Потому что это… гусь.
  • Он живет в лесу под елкой.Он не в шерстке, а в иголках.На колючку он похож.Ну конечно, это… еж.
  • Он в берлоге спит зимой. Под раскидистой сосной. Может громко он реветь.  Это мишенька… медведь.

 

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух – это восприятие звуков речи, их узнавание и различение. Формирование звукопроизношения начинается с гласных и простых по артикуляции согласных ([п], [б], [в], [м], [ф]). Правильного звукопроизношения можно добиться с помощью речевых чистоговорок. Детям предлагается рассматривать картинки и повторять слоги из фраз. Например: мо‐мо‐мо – люблю эски‐ мо, ва‐ва‐ва – на дворе трава. И т.д.

 

 

 

Пособия для развития речевого дыхания

Четкое произношение слов и фраз зависит от степени развития речевого дыхания ребенка. Дети с удовольствием выполняют упражнения на длительный и  плавный выдох. Они старательно выдувают мыльные пузыри, дуют на бумажные сне‐ жинки, осенние листья

 

ltnb

Очень интересное пособие можно сделать из пластиковой бутылки. Наполняем бутылку конфетти, закрываем крышкой, в которой сделано отверстие по диаметру трубочки от коктейля. Дети дуют в трубочку и  любуются взлетающими конфетти. Можно наполнить бутылку любой крупой, тогда сила выдоха должна быть больше

ltnb2

Итак, в раннем возрасте стремительно растет пассивный и активный словарь; формируются коммуникативная, обобщающая и регулятивная функции речи; начинается усвоение грамматического строя речи.

 

Источники

 

  1. 1. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. СПб: Детство‐пресс,
  2. 2. Дуткевич Т.В. Детская психология. Киев: Центр учебной литературы,2012.
  1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2–3 лет.М.: Сфера, 2007.
  1. Рудик О.С. Развитие речи детей

2–4 лет в свободной деятельности: Метод. рекомендации. М.: Сфера, 2009.

  1. Смирнова Е.О. Дети раннего возраста в детском  саду. М.: Пед. ун‐т«Первое сентября», 2010.
  1. Смирнова Л.Н. Развитие речи у де‐тей 2–3 лет: Пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика‐Синтез, 2007.
  1. 7. Теплюк С.Н. Ребенок третьего года жизни: Пособие для родителей и педагогов. М.: Мозаика‐Синтез, 2011.
  1. 8. Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста: Метод. пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика‐Синтез, 2010.